Основная сцена
Зойкина квартира
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина / Фестиваль искусств "БАЛТИЙСКИЕ СЕЗОНЫ"
Продолжительность: 3 часа 15 минут с антрактом
Возрастное ограничение: 18+
Создатели спектакля
Режиссёр | Евгений Писарев |
Художник-сценограф | Зиновий Марголин |
Художник по костюмам | Мария Данилова |
Художник по свету | Александр Сиваев |
Режиссёры по пластике | Альберт Альбертс, Александра Конникова |
Композитор | Павел Акимкин |
Ассистент режиссёра | Владимир Зиберев |
Действующие лица и исполнители
Зоя Денисовна Пельц |
Александра Урсуляк |
Павел Фёдорович Обольянинов |
Александр Дмитриев |
Александр Тарасович Аметистов |
Александр Кубанин |
Манюшка |
Елизавета Кононова |
Анисим Зотикович Аллилуйя |
Сергей Миллер |
Газолин |
Никита Пирожков |
Херувим |
Назар Сафонов |
Алла Вадимовна |
Анна Кармакова |
Борис Семёнович Гусь-Ремонтный |
Владимир Майзингер |
Мадам Иванова |
Наталья Рева-Рядинская |
Мымра |
Эльмира Мирэль |
Лизанька |
Екатерина Рогачкова |
Роббер |
Алексей Воропанов |
Мёртвое Тело Ивана Васильевича |
Олег Пышненко |
Поэт |
Алексей Рахманов |
Товарищ Пеструхин |
Александр Анисимов |
Николай |
Николай Кисличенко |
Ванечка |
Иван Литвиненко |
Квартира |
Инна Кара-Моско |
О спектакле
Зоя мечтает уехать с возлюбленным, бывшим дворянином Обольяниновым, в Париж. Для этого нужны деньги — так появляется знаменитый публичный дом, замаскированный под элитное ателье. Дела идут довольно успешно, ведь в администраторы берут ловкого авантюриста Аметистова. Но в комнатах весёлой квартиры уже зреет печальный финал.
Евгений Писарев (режиссёр): «На мой взгляд, Булгаков созвучен современной реальности: его героями часто становятся люди, утратившие почву под ногами, вынужденно простившиеся с прежней жизнью. "Зойкина квартира", мне кажется, написана под влиянием немого кино. Вместе с Зиновием Марголиным и Марией Даниловой мы хотим попробовать обратиться к жанру нуар-драмы, выросшей из кинематографа. Герои пьесы во главе с Зоей Пельц, которую сыграет Александра Урсуляк, пытаются построить свой замкнутый мир в отдельно взятой московской квартире. Но мир этот, неизбежно сталкиваясь с реальностью, получается темным, таинственным, почти инфернальным. Тем не менее, в пьесе заложено большое количество любви, которое мы попытаемся проявить и приумножить в процессе создания спектакля, ведь именно любовь подталкивает героев к совершению тех или иных поступков».
Написанная Михаилом Булгаковым в годы НЭПа пьеса не потеряла остроты и сегодня. Живая музыка, чувственные танцы, красивые наряды... однако за всем этим блеском разгулявшейся жизни спрятан драматический сюжет о людях, оказавшихся на распутье эпох, о их сложном выборе, о мечтах и надеждах, которые разбиваются обстоятельствами суровой реальности.
Награды: Премия «Звезда театрала». «Лучший спектакль. Большая форма» (2023).
Фото - Геворг Арутюнян, Ольга Кузякина.
Фестиваль искусств "Балтийские сезоны" проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства по культуре и туризму Калининградской области, АНО "Фестивальная дирекция" и ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.
МЕДИА о спектакле
"Театрал", Татьяна Власова:
"После триумфального «Кабаре» в Театре Наций (эксперты и зрители тут совпали – пять «Золотых масок» и «Звезда Театрала») «Зойкину квартиру» Евгения Писарева ждали с нетерпением и почти весь сезон. Ждали, потому что в главной роли снова Александра Урсуляк и снова – история и человек на сломе эпох, только не в Германии 30-х, а в России 20-х".
"The blueprint", Полина Садовникова:
"Зойкина квартира с лепниной, розетками, роялем, креслами в стиле ампир и лампочками Ильича — сама по себе персонаж спектакля".
"Театр To Go", Елена Жатько:
"Можно предположить, что в спектакле «Зойкина квартира» Евгений Писарев пытается взглянуть на пьесу, как на романтический миф, в котором находят место мистические герои, танцы хороводом, кривляния толпы, песни, юмор, внешняя эстетизация. Лёгкая форма в помпезном оформлении мягко втягивает в пространство булгаковского текста, за которым спрятано очень многое".
"КиноРепортер", Александр Фолин:
"3 часа действия поделены антрактом на две неравные части. И если во время первой зал взрывался хохотом, то вторая сопровождается гробовой тишиной, потому что спектакль резко превращается в драму, а к финалу – в трагедию.
Это лишь усиливает яркие эмоции от постановки, которая оставляет потрясающе цельное впечатление. При довольно аскетичной сценографии – на сцене лишь диван, пара кресел, рояль и ванна – актерам в буквальном смысле не за чем спрятаться. Им приходится оставаться в образе вне зависимости от наличия реплик, и в этом смысле хороши все до единого".
"Российская газета", Наталья Соколова:
"Наклоненный в сторону задника потолок-экран с лепниной, розетками, едва заметными трещинами и покривившийся пол, на котором словно в полете застыли предметы прежнего роскошного бытия - рояль, кресла в стиле ампир, диван-банкетка, а над всем сиротливая лампочка Ильича. Еще немного - и все скатится в бездну, как жизнь героев пьесы Михаила Булгакова "Зойкина квартира".
Любоваться актерскими работами в спектакле можно бесконечно. Бесконечно уверенную в себе Зойку сыграла Александра Урсуляк, на которой отменно сидят и вечернее платье, и черная шелковая сорочка, и по-армейски строгое драповое пальто-шинель. В образе, созданном актрисой, нет ничего лишнего - безупречность взглядов, рук и ног: как элегантно она прячет недокуренную сигарету в сумочку - не оторваться".
"Комсомольская правда", Анастасия Плешакова:
"НЭП, эпоха джаза, фокстрота, соломенные канотье и вечерние женские платья-рубашки – Москва 1920-х. Весь этот колоритный антураж очень подходит к тому, что любит и умеет ставить Евгений Писарев".
"Независимая газета", Елизавета Авдошина:
"Тот странный миг, описанный Булгаковым, когда старая жизнь рухнула, а новая щерится звериным оскалом. Булгаковская чертовщина тут правит бал: герои то застывают, скрючившись, подсвеченные инфернальным светом в самом угаре веселья, то физически ощущают потусторонний холодок, и неназванный призрак квартиры в облике стареющей девы появляется и исчезает среди них. Мистические мотивы естественным образом укладываются в нуар-стилистику, выбранную режиссером и художниками, которые, конечно, делают ставку на «вкусную» картинку 20-х годов с отглосками декаданса и революционного хаоса. Костюмы Мария Данилова почти все стилизует под исторические, разве что агентуру одевая почему-то в плащи и шляпы чуть ли не американских 60-х".
"Петербургский театральный журнал", Зоя Бороздинова:
"Квартирка гражданки Зои Денисовны Пельц, спроектированная художником Зиновием Марголиным, явлена сразу, вся, нараспашку: пол накреняется от задника к зрителю, потолок наклонен в противоположном направлении. Жить в таком пространстве неуютно, неудобно, невозможно, но живут же! Танцуют, поют, пьют шампанское и вдыхают кокаин, веселятся напропалую, копят деньги, мечтают о невероятном и влюбляются насмерть. Обитатели и гости квартиры прекрасно осознают, что все это не очень нормально, что мир — наперекосяк, а все равно изо всех сил карабкаются, цепляются, вгрызаются в эту выпавшую им эпоху поехавших крыш и подкошенных ног".
«Зойкина квартира» открывает двери в Театре имени Пушкина - "КиноРепортер"
Театр им. Пушкина предложил новую версию «Зойкиной квартиры» - ОТР